Правительство выработало компромиссное решение проблемы задержки строительства пяти мусоросжигающих электростанций (МТЭС) "Ростеха". Чтобы совсем не закрывать проект, строительство которого затягивается на 9-12 месяцев, Белый дом предложил увеличить период выплаты штрафов. Однако он же неожиданно назначил ответственным за вопрос Минпромторг, который подготовил прямо противоположное предложение - полностью отменить штрафы, оценивающиеся в 7 млрд руб., за первый год задержки ввода. Минэнерго, "Совет рынка" и потребители против такого решения.
"Ъ" ознакомился с протоколом совещания в правительстве от 22 сентября, на котором было найдено компромиссное решение проблемы задержки строительства пяти МТЭС "РТ-Инвеста" (входит в "Ростех"). Объекты на 335 МВт строятся по договорам поставки мощности (ДПМ) сроком 15 лет за счет энергорынка, за срыв срока ввода предусмотрены штрафы и в конечном итоге разрыв ДПМ.
На совещании решили не менять срок ДПМ, но увеличить штрафуемый период и "проработать возможность снижения размера штрафов".
При этом ответственным за проработку вопроса назначили Минпромторг, традиционно поддерживающий позицию "РТ-Инвеста".
"РТ-Инвест" обязан ввести объекты 1 декабря 2022 года. Штраф за просрочку - 25% от платежа за мощность. Пока станция не запущена, инвестор теряет платеж за мощность. Срок ДПМ не меняется. Если МТЭС не начнут работать до 1 декабря 2023 года, то ДПМ расторгается. Штраф за месяц задержки для пяти МТЭС, по оценкам Владимира Скляра из "ВТБ Капитала", может составить 557 млн руб., а за год - 6,7 млрд руб. Согласно протоколу совещания, две МТЭС (в подмосковных Могутово и Свистягино) планируется запустить в сентябре 2023 года, остальные три (в Казани и подмосковных Тимохово и Хметьево) - в декабре 2023 года.
Минпромторг уже разработал предложение, но "прямо противоположное" решению правительства, говорят источники "Ъ", знакомые с ходом обсуждений. Министерство предлагает полностью отменить штрафы для МТЭС на один год, до 1 декабря 2023 года, следует из проекта поправок (опубликованы на regulation.gov.ru).
Штрафы предлагают взимать с 1 декабря 2023 года до 1 декабря 2024 года. Срок ДПМ не меняется, и инвестор потеряет выручку (до 27 млрд руб. за год).
Собеседник "Ъ" уточняет, что под поручением снизить размер штрафов имелась в виду возможность соглашений с энергосбытовыми компаниями регионов (50% платежа по ДПМ оплачивают региональные потребители).
По версии "РТ-Инвеста", задержка стройки связана с форс-мажором из-за пандемии. В компании напомнили, что просили правительство перенести сроки запуска и сохранить общий срок ДПМ. Предложение Минпромторга - один из вариантов. "Аналогичные решения были приняты в 2015 и 2017 годах по другим пилотным ВИЭ-проектам",- заявили в "РТ-Инвесте". В компании "стремятся сократить отставание по срокам строительства". В ВЭБ.РФ сообщили, что консорциум банков продолжает финансировать проект, хотя представитель банка на совещании предупреждал о риске приостановки финансирования.
В Минэнерго заявили "Ъ", что проект Минпромторга не соответствует поручению правительства, создает риски оспаривания итогов отборов и заключенных ДПМ ТБО и расторжения таких отношений в целом.
"Обязательства должны быть исполнены", - считают там. В "Совете рынка" говорят, что предложение нарушает принцип финансовой ответственности инвестора за нарушение договора. В ДПМ уже есть возможность при форс-мажоре договориться с конкретными потребителями о снижении штрафов, напоминают в регуляторе.
"Предложение Минпромторга ставит под сомнение важность и срочность проектов, а также обязательность условий этих и других конкурсных отборов в отрасли, - заявили в "Сообществе потребителей энергии". - Убедительных объяснений срыва сроков не представлено, целесообразно сохранить штрафы на весь период просрочки без поблажек". В случае разрыва ДПМ, добавляют в ассоциации, в качестве источника финансирования могут использоваться бюджетные субсидии "и рост тарифов региональных операторов, который, по имеющимся расчетам, составит не более 33%".
Источник:
http://www.kommersant.ru